Всё, что вы хотели знать о мотобуксировщиках – тут
Здесь содержится полная информация, которой будет достаточно, чтобы определиться с нужными характеристиками вашей будущей мотособаки.
Из этой статьи вы узнаете:
- Для кого актуальна покупка мотобуксировщика?
- Виды мотособак и тонкости их выбора
- Популярные марки мотобуксировщиков
- А может проще собрать мотобуксировщик самому?
- Где купить мотобуксировщик выгоднее: на официальном сайте или на авито, то есть б/у?
- Продлеваем срок службы. Ремонт и сервисное обслуживание мотобуксировщиков
- Какие аксессуары докупить для мотобуксировщика
- Что можно ещё изучить, прежде, чем купить мотобуксировщик?
Для кого актуальна покупка мотобуксировщика?
Мотобуксировщики выбирают люди, которые заинтересованы в поездках по условиям бездорожья и, одновременно с этим, нуждающиеся в перевозке грузов. Мотособаки покупают рыболовы, охотники, работники фермерских и лесных хозяйств, а также представители поисковых отрядов и МЧС, для проведения спасательных операций.
В отличии от квадроциклов и снегоходов, владение мотобуксировщиком не влечёт за собой расходы на регистрацию ТС и не ограничивает его использование отсутствием водительского удостоверения.
Мотособаки несут очевидную пользу для каждой из категорий покупателей:
- Рыболовы эксплуатируют мотобуксировщики в зимний период, чтобы перевозить необходимый инвентарь. По рыхлому, глубокому снегу, с огромным рюкзаком за плечами сложно добраться до секретного рыбного места без верного помощника.
- Охотников мотобуксировщики привлекают низким расходом топлива. Эта характеристика особенно ценна при длительном походе. Когда необходимо преодолевать большие расстояния, а мест для дозаправки в лесу, конечно же, не найти. Безусловно, охотники тоже, как и рыболовы, любят мотособаку за возможность перевозки «добытой» дичи и нужной экипировки.
- Благодаря своей надежности, неприхотливости и лёгкому обслуживанию мотобуксировщик является практичным и необходимым спутником для работы поисковых отрядов.
- Тягловая способность мотособак помогает фермерам при перевозке инвентаря и сборе урожая. Лесорубы и егеря — успешно транспортируют древесину и пиломатериалы.
Бывает так, что подготовленная лунка во льду не приносит желаемого улова. В поисках лучшего клёва рыбаку становится необходимо передвигаться по ледяной глади озера. В таком случае, ехать по льду на мотособаке безопаснее, чем на автомобиле, и в разы комфортнее, нежели пешком.
Там, где с малыми мощностями аналогичной техники делать нечего — выбирают надежный, безопасный и легкий в эксплуатации мотобуксировщик.
Виды мотособак и тонкости их выбора
Насколько востребованы мотобуксировщики на рынке, настолько широк их модельный ряд. Начните свой выбор с основных пунктов, чтобы не запутаться в многообразии ассортимента:
- В первую очередь, определитесь с сезонностью использования техники. Есть мотособаки, которые эксплуатируют только зимой, есть и всесезонные модели — сборные универсалы.
- Необходимо понимать, для решения каких задач покупается мотособака: таких, где важна скорость и маневренность техники или таких, где требуется мощная тягловая составляющая.
- Также подумайте о транспортировке мотособаки, если конечно в этом есть нужда. Есть техника, которая вмещается в багажник универсала, а есть и такая, что влезет только в прицеп.
Определились с направлением выбора? Углубимся в детали. Чтобы при выборе помощника не запутаться в разнообразии характеристик, важно знать какую функцию несёт каждая из них.
Гусеница
Она отвечает за устойчивость техники, преодоление препятствий, за проходимость по заснеженным и заболоченным местам.
Гусеницы различаются по технике исполнения составляющих её элементов:
- типами грунтозацепов,
- разницей высот профиля,
- частоты шага сегментов.
Для зимнего периода подходят гусеницы агрессивного типа исполнения: с высоким протектором, разнообразными шипами и повышенной жесткостью металла.
Для летнего сезона недопустимо наличие шипов, они обломаются об торчащие пеньки. Также не подходит протектор выше 6 мм, так как он повлияет на управляемость мототехникой — её начнёт мотылять из стороны в сторону и, в конце концов, возникнет общая поломка гусеницы.
Что же касается размеров, гусеницы различаются по длине и ширине. Длины — незначительно и зависят от габаритов мотобуксировщика, поэтому этот параметр, при выборе мототехники, не берётся во внимание.
Классической шириной гусеницы считается ширина в 500мм. При таких размерах сохраняется комфортная маневренность и скорость передвижения, но повышается риск заваливания мототехники.
За счет увеличенной площади опоры гусеница шириной 600мм отличается повышенной проходимостью и устойчивостью. Она уже меньше заваливается, чем предыдущая.
На первый взгляд, 600мм гусеница кажется лучшим выбором, но, фактически, увеличенный вес существенно снижает общую маневренность мотобуксировщика. Установка лыжного или колесного модулей облегчает задачу, но не решает её полностью. Пользователи отмечают, что с такой гусеницей лучше выбирать мотособаки с реверсом. Он улучшает проходимость в труднодоступных местах и способствует лучшей самоочистке сегментов.
Так же популярны гусеницы меньшего размера, например, шириной 380 мм. Их устанавливают на малогабаритные мотобуксировщики, которые эксплуатируют на укатанных тропах или перед которыми не стоит задача транспортировки тяжелых грузов.
Мощность
Этот параметр влияет на тяговые показатели, скорость и проходимость мотобуксировщика. Безусловно, на эти показатели также влияет и манера езды, загруженность техники, качество полотна, по которому происходит передвижение и другие элементы мотособаки. Например, грунтозацепы гусеницы, но всё-таки мощность является ключевой функцией.
На рынке мотособак представлены модели с мощностью от 6 до 30 л.с. К топовым двигателям относятся Honda и YAMAHA, не менее популярны марки MTR и Lifan.
Какой мощности достаточно для личного использования?
Буксировщики малой мощности 6,5-9 л.с. подходят для езды по накатанным и не сложным тропам.
Для езды по высокому от 0,5 метра «пухляку», то есть по сугробам из свежевыпавшего снега, или для езды по лесу, через бугры, пеньки и ямы выгоднее приобрести мотопса увеличенной мощности — от 13 л. с.
Мотособаки с двигателями свыше 20 л. с можно отнести к профессиональной категории помощников.
Если есть возможность взять мотособаку с запасом мощности — берите. Вы получите возможность качественной эксплуатации мотособаки без сверх усилий и надрыва двигателя. Благодаря запасу мощности работа коленчатого вала будет происходить на средних оборотах. Это снизит расход топлива и износ трущихся деталей, тем самым повысится общий срок эксплуатации мотобуксировщика.
Варианты подвесок
Подвеска мотобуксировщика отвечает за ходовые показатели, комфорт эксплуатации и долговечность агрегата.
Существует 3 типа подвесок: на склизах, катках и с пневмоколесами.
Склизовая
Для езды по глубокому свежевыпавшему снегу пользователи мотособак предпочитают подвеску на склизах. Конструкция состоит из двух склиз, которые соединены друг с другом. На них крепятся накладки из полиэтилена или древесины. К основанию — звёзды и катки.
Склизовая подвеска является одной из самых жёстких вариантов подвесок. Это свойство особенно чувствуется при езде по глубоким трамплинам и ямкам, но по рыхлому снегу недостаток малозаметен.
Такая подвеска на деле капризна. Мотособаку на склизах нельзя использовать по утрамбованному снегу, земле и траве. Технически она нуждается в постоянном обслуживании: смазке элементов и их охлаждении, замене накладок.
Катковая
Она состоит из катков, которые перемещаются по внутренней стороне гусеницы. Адаптирована для круглогодичного использования. Не нагревается, долговечна, её элементы не так подвержены износу, как у склизовой. Она мягко преодолевает препятствия, уверенно едет по твердым поверхностям и не глубокому до 30-40 см снегу.
Катковая подвеска кажется более выигрышным вариантом. Хотя и у неё есть недостаток. Он заключается в невозможности комфортной езды по высокому рыхлому пухляку. Катки забиваются снегом, гусенице становится сложно проворачиваться и, впоследствии, мотобуксировщик может завязнуть в снегу.
Пневмоподвеска
Пневмоподвеску выбирают для езды в межсезонье, хотя она относится к всесезонному типу мотособак. Конструкция похожа на катковую с одной лишь разницей: в установленных колесах.
Обслуживание требуется редкое — пару раз в год.
Недостатком подвески является беззащитность колес от проколов и стоимость их покрышек. При использовании зимой важно выбирать качественную резину, во избежание потери компрессии в колесах, а то и полного их повреждения.
Варианты трансмиссий
Трансмиссия приводит в единую систему работы ведущие колеса и двигатель. С помощью трансмиссии регулируется:
- крутящий момент,
- скорость,
- тяговые усилия,
- направление движения.
Для мотособак востребованы два варианта трансмиссий — автоматическое сцепление (АКПП) и вариатор.
АКПП
Автоматическая коробка передач, как понятно из её названия, переключает скорости в автоматическом режиме. В момент разгона происходит увеличение частоты вращения коленчатого вала, вследствие чего, растёт центробежная сила. Она соединяет диски, при контакте которых, происходит автоматическое переключение передачи.
Слабые звенья АКПП:
- Быстрый износ фрикционных дисков
- Ощущение скачков при переключении передач
- Требуется регулярное обслуживание
- Отсутствие контроля за крутящим моментом
АКПП давно известная и проверенная временем трансмиссия. Это самое главное её преимущество, которое перекрывает существующие недостатки.
Вариатор
Вариатор — это трансмиссия нового поколения, а потому к нему пока что относятся подозрительно и предпочитают останавливать свой выбор на АКПП. Хотя вариатор является её усовершенствованной версией.
Робот, отличается от автоматической коробки плавным переключении передаточных оборотов, за счёт отсутствия привычных передач. Это также даёт весомое преимущество перед АКПП — достигается высокий коэффициент полезного действия двигателя:
Слабым элементом вариатора является ремень. Он быстро изнашивается при езде по труднопроходимым местам. Но, в целом, обслуживание вариатора обходится даже дешевле автоматической коробки передач.
Сравнение приводов
От места установки приводного вала зависит, где будет располагаться двигатель и прочие агрегаты мотособаки, а также, как продемонстрирует себя мотобуксировщик в деле.
Переднеприводные модели, это когда вал расположен спереди. Они показывают высокую проходимость и хорошие тяговые показатели.
Заднеприводные варианты мотобуксировщиков отличаются высокой управляемостью и маневренностью, но по глубоким и рыхлым сугробам сохраняется риск завязнуть в снегу или продвигаться медленно.
При выборе привода стоит учитывать, что модель с задним расположением вала в старых версиях, имела существенный недостаток: с малым передаточным отношением, в момент начала езды, мотособака задирала нос. Тем самым уменьшалась площадь соприкосновения с землёй, вследствие чего, ухудшалась проходимость.
К счастью, большинство популярных производителей мотособак уже учли техническую ошибку и модернизировали свежие поставки мотобуксировщиков, исправив недоразумение. Но оставаться «на чеку» будет не лишним.
Популярные марки мотобуксировщика
Список производителей составлен на основе данных Yandex Wordstat - часто запрашиваемых марок мотобуксировщиков. Это не значит, что попавшие в него марки мотособак автоматически получили звание лучших и предпочтительных для покупки. И, всё-таки, столько людей не могут ошибаться одновременно, не так ли?
Собственно, сам список популярных марок мотобуксировщиков:
Мужик
Серьезный бренд, который дорожит репутацией и доказывает это безупречной работой как до, так и при послепродажном обслуживании: самостоятельно несут гарантийные обязательства и оказывают полное техническое сопровождение.
Компания уверена в качестве выпускаемой техники, так как контролирует компоновку мотособак с учётом высоких стандартов качества. Непосредственно сборка происходит не в «батином гараже», а в полноценном цеху. Закупки составляющих частей происходят большими партиями, что даёт им фору при формировании ценовой политики на конечные товары.
Бурлак
Компания новатор, нацеленная на постоянное усовершенствование своей техники. Улучшения мотобуксировщиков производят с учётом своих и чужих ошибок - всего опыта прошлых поколений мотособак.
Мототехника Бурлак позиционируется, как самая продвинутая на рынке. Хотите менять катки на склизы и наоборот без переделок рамы? Вам к ним. Бурлак выпустил унифицированную подвеску, которая справится с этой задачей.
Тофалар
Компания, которая является экспортером. Производителя ценят не только в России, но и странах СНГ, и даже — далёкой Канаде. Тофалар развивается с 2014 года, следит за изменяющимся рынком и трендами.
Ураган
Представители Ураган в социальной сети уверенно заявляют, что являются лидерами по производству надежной и проходимой техники. Они любят внедрять новые фишки и часто являются объектом подражания.
Койра
Завод Койра - прародители двухгусеничных мотобуксировщиков. Компания на рынке с 2013 года, поставляет не только мототехнику, но и аксессуары к ней. Стремятся оказывать надежный послепродажный сервис.
Барс
В прошлом выпускались под брендами «Рекс» и «Райда». Производителя Барс отличает широта ассортимента и большое количество комплектаций мотобуксировщиков. Это позволяет каждому потенциальному покупателю выбрать мототехнику, которая идеально покроет все его потребности.
Балтмоторс
Компания разделила свои мотобуксировщики на две линейки под названиями Barboss и Snowdog. Каждая из них относится к разному ценовому сегменту и придерживается политики цена=качество.
Есть дополнительное ответвление Snowdog Pro, которое идентично линейке без приставки “Pro”, но имеет реверс-редуктор, большую фару и у некоторых моделей установлены особенные гусеницы с повышенной проходимостью.
Также Балтмоторс работает над созданием мотособак гибридных версий и на электродвигателях.
А может проще собрать мотобуксировщик самому?
Если вы планируете открыть свой цех по производству мотобуксировщиков, то первая сборка техники точно оправдает вложенные средства. И речь идёт не только о деньгах. Как минимум, оцените рискованность и доходность мероприятия. Как максимум, заработаете с первой продажи собранной мотособаки.
Если же хотите собрать помощника для личного использования — стоит оценить риски:
- Сложно найти технически верные и полные чертежи.
- Нужно располагать свободным временем, чтобы изготовление не растянулось на месяцы.
- Проверьте наличие всех необходимых инструментов: сварочного аппарата, болгарки, дрели, гаечных ключей, напильников и прочих мелких инструментов.
- Если вы не токарь и не фрезеровщик, ищите доступ к станкам или готовьте средства на услуги мастеров.
- Самодельная мототехника не имеет гарантии и сервисного обслуживания. Любая оплошность при сборке и последующей эксплуатации — на ваших плечах.
- Обдумайте сменяемость деталей в случае поломки.
Если трудности вас не пугают осталось решить главный вопрос, сколько денег сэкономит самостоятельная сборка мотобуксировщика?
Из информации с форумов владельцев мотособак мы выделили основные моменты:
- Создать мотобуксировщик с нуля сэкономит для вас в среднем 20 тыс. рублей. Но не забываем о риске получить не тянущую и ненадежную технику, которой потребуется дальнейшая доработка. Снова за ваш счёт.
- С использованием кит-комплектов сэкономите 10 тыс. рублей. Здесь владельцы подметили, что это выгодно, когда в наличии имеется бесхозный двигатель.
Есть ещё два варианта получения мотособаки мечты, но они далеки от реальной экономии. Если для вас в приоритете персональная сборка техники под ваши потребности то, можно:
- Купить готовый мотобуксировщик и переделать его под собственные нужды.
- Или же купить хороший универсал всесезонку.
Осталось дело за малым: принять решение!
Где купить мотобуксировщик выгоднее: на официальном сайте или на авито, то есть б/у?
Заглянув на первый из форумов становится ясно, что купив мотобуксировщик "с авито" вы рискуете получить рухлядь, хотя на первый взгляд, перед вами покажется, что весьма не плохая собака.
Рассмотрим, на что важно обращать внимание при выборе модели б/у, чтобы не переплатить на ремонте после:
- Лайтовая поломка, которая сопровождает Б/Ушные мотособаки, перевороты каток гусениц. Решается наклоном буксировщика на бок и их последующей ручной правкой.
- Ещё гусеница бывает скошена или криво натянута. Если причина в расползшейся скобе достаточно заменить нарушенные элементы.
- Если сточены зубья или они поломаны потребуется полная замена гусеничной ленты.
- Также слабые части, бывших в пользовании мотособак, это сгоревшее сцепление, течь вариатора и двигателя. В большинстве случаев, их проще сразу заменить на новые.
- Если предыдущий владелец отличался агрессивной манерой езды или попросту длительно обкатывал мотобуксировщик на сложных тропах, проверьте мотособаку на нарушение конструктивной целостности: погнутые рёбра жёсткости или раму.
Стоит отметить, что рынок б/у мототехники полон не только мотособаками от производителей. На том же авито продаются самодельные модели, которые тоже, как нам уже известно, не менее популярны. Убедитесь, что техника не собрана "на коленке" с целью наживы на покупателе.
Продлеваем срок службы. Ремонт и сервисное обслуживание мотобуксировщиков
Чтобы продлить срок службы мотобуксировщика и предотвратить дорогостоящие поломки, которые потребуют полной замены узлов агрегата, важно своевременно проводить профилактические работы - ТО. К ним относятся проверка двигателя, конструкции, подвески и других узлов мотобуксировщика.
Перед и после каждой эксплуатацией техники необходимо отслеживать работу самостоятельно:
- ДВС: нет ли посторонних звуков, как ведёт себя двигатель на холостом ходу, нет ли течи масла. Масло подлежит замене, каждые 5 откатанных баков топлива.
- Проверка цепи. Помимо осмотра на предмет чистоты цепи, отмечается ровность её установки, качества натяжения. Проводится проверка на цельность звеньев и на отклонение высоты шага сегментов. Замерзшие катки отогреваются, ослабшие болты затягиваются.
- В пневмоподвеске проверяется цельность колес.
- Осмотр парковочного тормоза, если таковой имеется: износ дисков, суппорта, колодок и проверка хода самого рычага. В момент завода мотобуксировщика, убедитесь, что буксировщик не принесёт вреда самопроизвольным движением и надёжно зафиксирован тормозом или условиями расположения.
- Топливная система: проверка крана, цельности системы и, непосредственно, наличия топлива.
- Прочие элементы мотобуксировщика в зоне видимости.
При покупке нового мотобуксировщика, по регламенту, помимо самостоятельных осмотров важно посещать сервисный центр: спустя первые 20 моточасов езды и, впоследствии, каждые 50 моточасов.
Если мотобуксировщик используется не на постоянной основе обеспечьте правильные условия хранения, хотя и при частом использовании не помешает следовать простым правилам. Располагайте агрегат вдали от солнечных лучей и сырости, предварительно проводите профилактический уход.
Не рекомендуем избегать обслуживания у официалов в целях экономии, дабы уберечь себя от сброса гарантии, замены деталей на бюджетные аналоги недобросовестными механиками со стороны. Официалы, как правило, заинтересованы в лояльности своих клиентов и строго следят за контролем качества проводимых работ.
Какие аксессуары докупить для мотобуксировщика?
Покупка мотобуксировщика, как и полноценной машины, не обходится без покупки дополнительных аксессуаров. Рассмотрим, какие они бывают.
Лыжный модуль
Если вы находитесь в раздумьях, что же выбрать, снегоход или мотобуксировщик, то лыжный модуль решит эту задачу. Его наличие фактически объединяет свойства двух мототехник в одну.
Лыжный модуль можно установить практически на любой мотобуксировщик. Последний от этого станет только лучше:
- Поднимется скорость мотособаки
- Увеличится место в санях-волокушах
- Повысится устойчивость и маневренность мототехники
- Развесовка и увеличенное пятно контакта сэкономит топливо
- Сиденье и руль придадут дополнительный комфорт поездкам
Лыжный модуль не обязательная покупка для зимнего сезона, но, безусловно, полезная, улучшает комфорт и технические составляющие при передвижении.
Колесный модуль
Необходимость в колесном модуле наступает весной или осенью, летом — реже. С ним мотопёс увереннее преодолевает грязь, слякоть, песок или заболоченную местность.
Зимой колёсный модуль так же, как и лыжный, влияет на скорость, комфорт, маневренность и управляемость мотобуксировщиком.
Колесный модуль бывает двух типов установки: спереди от мотособаки и сзади. Также продаются универсальные лыже-колесные модули.
Толкач
Для более уверенной езды мотобуксировщика приобретают толкач. Он является модулем санками, который устанавливается в носовой части мотопса и выполняет функцию утрамбовки снега для последующей езды гусеницы. По накатанному снегу, от санного модуля, ехать становится значительно проще. Мотобуксировщик становится ещё эффективнее.
Тягач
Когда встаёт потребность в увеличенной грузоподъёмности мотобуксировщика и перевозке нескольких людей одновременно покупают модуль тягач. Он показывает хорошие результаты на ровной глади водохранилища, при езде по неглубокому снегу и накатанным тропам.
Толкач + тягач
Не всегда экономически целесообразно покупать несколько модулей, хотя владение каждым из них никогда не бывает лишним.
Один из производителей мотобуксировщиков Тофалар предложил комплексное решение, выпустив двойную модель тягач-толкач — Тофалар 500.
В зависимости от сезона или потребностей владельца спереди или сзади мотособаки устанавливается необходимый модуль, который видоизменяется из толкача в тягач и наоборот перестановкой сиденья.
Прочие аксессуары
Для повышения безопасности в пути производители мотобуксировщиков предусмотрели ряд других аксессуаров:
Волокуши — для транспортировки грузов и водителя
Рем. комплекты на случай непредвиденных поломок в дороге
Чехлы для защиты важных узлов мотобуксировщика от негативных влияний внешней среды.
Прицепы для перевозки мотособак
Каждый из аксессуаров решает важные вопросы владельца мотобуксировщика, хоть и не обязательны к покупке.
Что можно ещё изучить, прежде чем купить мотобуксировщик?
Чтобы помочь читателям выбрать мотособаку мы составили краткий список ресурсов, где можно почерпнуть дополнительную информацию:
Надеемся наша статья помогла вам определиться с основными характеристиками вашей будущей мотособаки.